Rambler's Top100
СУРМ
О Фирме
Продукция
Где купить
Статьи
Связь
Новости


Добавлен список региональных представительств

 Новая статья: "Реальные средства снижения вибрации поршневых двигателей внутреннего сгорания" 

 Новая статья: "Экономичность или Как снизить расходы на топливо" 

 Новая статья: "Обработка двигателя спецкомпозитами А-400, М-50-ЦПГ и М-50-КШМ" 

 Новая статья: "Свечи зажигания для бензиновых двигателей" 

 Новая статья: "Моторные масла. Новый стандарт API SERVICE CI-4" 

 Новая статья: "Chevy-Niva - обкатка" 

 Добавлен раздел "ССЫЛКИ" 

 Добавился новый раздел "СТАТЬИ" 

 Добавился новый раздел "ГДЕ КУПИТЬ" 

   СРЕДСТВА  УВЕЛИЧЕНИЯ  РЕСУРСА  МАШИН  И  МЕХАНИЗМОВ

Моторные масла. Новый стандарт -
A P I   S E R V I C E   C I - 4.

    С 5 сентября 2002 года официально вступила в действие новейшая категория качества - API SERVICE CI-4 на масла для высоконагруженных дизельных двигателей. Появление этого нового стандарта на моторное масло вызвано изменениями в конструкции автомобильных дизельных двигателей в соответствии с требованиями понижения токсичности отработанных газов. В частности, в выхлопе двигателей, выпускаемых с 1 октября 2002 года, предусматривается двукратное снижение содержания NOX (окислов азота) по сравнению с нормами 1998 года.
    Необходимо пояснить, что чем выше давление и температура рабочего цикла в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, тем больше образуется окислов азота – соединений, оказывающие весьма вредное воздействие на легкие человека. Предыдущие снижения уровня NOX на дизелях были достигнуты за счет изменения конструкции поршней, промежуточного охлаждения воздуха и уменьшения угла опережения подачи топлива. За счет перечисленных мер, "растягивающих" процесс сгорания, уровень NOX в выхлопе был снижен до предела (за это, правда, пришлось "расплачиваться" снижением экономичности дизелей). С целью дальнейшего снижения содержания NOX большинство производителей двигателей были вынуждены использовать схему рециркуляции выхлопных газов (EGR - Exhaust Gas Recirculation).
    В системах EGR, небольшое количество выхлопного газа подается на вход к впускному коллектору, чтобы "разбавить" поступающий воздух (уменьшить количество кислорода). Это разбавление понижает давление в камере сгорания и максимальную температуру, поэтому при сгорании образуется меньше NOX (окислов азота). Промежуточное охлаждение перепускаемого выхлопного газа улучшает процесс наполнения за счет возрастания плотности воздуха, поступающего в цилиндры, что, в свою очередь, увеличивает мощность двигателя.
    Если, с одной стороны, использование перепуска выхлопных газов снижает образование NOX (окислов азота) и при этом позволяет восстановить экономичность двигателей, то с другой, использование охлажденных выпускных газов создает ряд проблем, которые требуют существенного улучшения эксплуатационных характеристик смазочного материала.
    Во-первых, повышенной антикоррозионной защиты, поскольку охлаждение горячих выхлопных газов приводит к конденсации водяного пара и образованию большего количества коррозионно-активных кислот. Сера, содержащаяся в топливе, при сгорании образует соединения, которые, растворяясь в водяном конденсате, превращаются в серную кислоту, попадающую через систему впуска в цилиндры двигателя. Для нейтрализации этой кислоты требуется моторное масло с повышенной щелочностью (TBN) чтобы предотвратить коррозионный износ. Тем более, что в двигателях с EGR допускается использование топлива с содержанием серы до 0,5 % по весу.
    Во-вторых, моторное масло API SERVICE CI-4 обязано иметь более высокие диспергирующие свойства по сравнению с маслом категории API CН-4, т.к. снижение максимальной температуры сгорания, ведущее к снижению выделения NOX, приводит к образованию большего количества сажи из-за уменьшения эффективности сгорания топлива. В двигателях с EGR до 8-10 % топлива не догорает и превращается в сажу, часть которой, в конечном счете, попадает в масло. Такое насыщение масла сажей может иметь несколько последствий: повышение вязкости масла (сажа действует как физический загуститель), забивание фильтров и рост абразивного износа. Молекулы моюще-диспергирующих присадок в масле обволакивают частицы загрязнений и не дают частицам сажи слипаться, а пока частицы сажи находятся в мелкодисперсном состоянии, все перечисленные выше последствия проявляются минимально.
    И, в-третьих, рабочая температура масла постоянно повышена (до 130°С), т.к. охладитель в двигателе работает дважды, охлаждая сначала детали двигателя, а затем выхлопные газы, что снижает эффективность работы системы охлаждения. Это требует от масла API SERVICE CI-4 более высокой стабильности к термическому окислению, во избежание роста вязкости и образования высокотемпературных отложений.
    Все вышеперечисленные свойства тщательно проверяются при аттестации моторного масла на категорию API CI-4. Проводится ряд длительных моторных испытаний на двигателях с EGR, в которых оценивается влияние насыщения сажей масла на износ клапанов, износ цилиндропоршневой группы и подшипников, ресурс фильтров. Дополнительно производится проверка высокотемпературной вязкости и холодной прокачиваемости, а также совместимость с материалом манжет. Кроме того, масло API CI-4 должно меньше угорать по сравнению с маслом API CH-4.Снижение расхода масла API CI-4 (на угар) достигнуто за счет ужесточения такого показателя как летучесть, т.е. снижения потерь на испарение под воздействием горячих газов (при рабочей температуре 700°F ≈ 370°С).
    При высокой температуре (150°С) масло категории API CI-4 должно сохранять вязкость, достаточную для обеспечения пленки между трущимися деталями (не менее 3,5 сР). В процессе производства всесезонных масел SAE xW-30 возникает проблема совмещения противоположностей, т.к. для обеспечения низкой летучести и высокотемпературной вязкости (HTHS) предпочтительно использовать масла с высокой вязкостью, а для легкого проворачивания двигателя в мороз нужна малая вязкость. Тонкая балансировка между этими условиями заставляет использовать особо высококачественные базовые масла с высоким индексом вязкости – гидрокрекинговые или синтетические. Эффективность прокачки масла в двигателе, запускаемого в мороз, оценивается при температуре минус 20°С путем измерения вязкости масла, содержащего 5 % сажи.
    И, в дополнение, в новом стендовом тесте проверяется совместимость масел API CI-4 с четырьмя обычно используемыми материалами уплотнений - нитрилом, силиконом, полиакрилатом и фторуглеродным материалом.
    Особо следует отметить что, хотя масла API CI-4 разработаны для двигателей с системой перепуска отработанных газов, они также обеспечивают лучшую защиту и для обычных дизелей (без EGR) и, полностью заменяя все ранние спецификации API CH-4, CG-4 и CF-4, могут применяться в двигателях, для которых указаны масла этих категорий. Масла API CI-4 значительно превосходят все перечисленные выше по следующему ряду эксплуатационных свойств:
    •    насыщение сажей меньше влияет на вязкость масла;
    •    усилена защита против преждевременной блокировки масляных фильтров;
    •    усилена защита от износа деталей двигателя, особенно головки шатуна;
    •    усилена защита против коррозии подшипников;
    •    лучше показатели окислительной стабильности при высокой температуре;
    •    меньше расход масла (на угар);
    •    лучше защита двигателя при холодном запуске (лучше холодная прокачиваемость);
    •    увеличен ресурс уплотнений.
    Ужесточение норм по токсичности отработанных газов относится и к получившим в последние годы большое развитие бензиновым двигателям с непосредственным впрыском. Сразу появляется потребность в топливе со сверхнизким содержанием серы и необходимость в специальном нейтрализаторе окислов азота (NOX), что резко повышает стоимость производства и эксплуатации. Именно эти проблемы стали причиной разработки фирмой Opel системы Twinport для моторов серии Ecotec объемом до 1,6 л и четырьмя клапанами на цилиндр. Ее конструкция предусматривает заметную (до 25 %) рециркуляцию отработавших газов через один из впускных каналов цилиндра, что исключает интенсивное образование окислов азота. Весной нынешнего года Opel Astra, оснащенная новыми моторами, вышла на рынок. Такие двигатели требуют и соответствующего моторного масла, которым станет, скорее всего, универсальное моторное масло API SERVICE CI-4/SL.
    С другой стороны, с помощью моторного масла последних поколений можно "модернизировать" не новые и даже отечественные двигатели, т.к. правильно выбранное высококачественное масло реально улучшает работу двигателя. Как, например, отечественных двигателей ГАЗ, для которых весьма характерно значительное сажеобразование - некачественное топливо и газообмен всего через два клапана на цилиндр снижают качество сгорания не меньше, чем система перепуска выхлопных газов. С учетом того, что российские топлива вырабатываются из сернистых нефтей, вполне понятно, почему использование масла 76 Guardol QLT API SERVICE CI-4/SL (ранее API CH-4/SJ) значительно повысило ресурс и надежность работы высоконагруженных бензиновых двигателей. Экономическая эффективность использования масла этой марки с вязкостью SAE 15W-40 летом и 10W-30 зимой подтверждена опытом 4-летней эксплуатации большого парка маршрутных такси ООО "Балтик-Стар", состоящего на 90 % из "Газелей".
    В заметке, опубликованной в прошлогоднем майском номере "5 колеса" я говорил, что качественные смазочные продукты, выпускаемые крупными фирмами по американским, европейским или японским стандартам, являются интернациональными и могут успешно применяться в любой технике вне зависимости от страны-производителя. В подтверждение этому уже появилась продукция, соответствующая международному стандарту для дизельных масел - Global DHD-1. Этот документ, являющийся совместной разработкой американских, европейских и японских производителей автомобилей, объединяющий ключевые эксплуатационные требования "удельных" спецификаций API CH-4, ACEA E5, и JASO DH-1 был опубликован еще в феврале 2001 года, как стандарт на перспективу. Крупные нефтепереработчики, как правило, разрабатывают новые смазочные продукты "с запасом на будущее". Как пример, новые масла марок 76 Royal Triton QLT и 76 Guardol QLT, намного превзошли API CI-4 и "вписались" в спецификацию Global DHD-1. Такие моторные масла являются продуктом высоких технологий и на данный момент выпускаются в ограниченном ассортименте только мировыми лидерами в производстве смазочных материалов.

Технический директор

Павлюшнев В. И.

“ОЙЛ 76 ПЕТЕРБУРГ”

канд. техн. наук


« назад

При публикации обязательна ссылка на источник (http://www.surm.ru)

Вопросы и отзывы по данной статье вы можете отправить на tech@surm.ru

Rambler's Top100Хостинг от 4.95$ на INFOBOX.ru!
»
Web-Design Studio