Rambler's Top100
СУРМ
О Фирме
Продукция
Где купить
Статьи
Связь
Новости


Добавлен список региональных представительств

 Новая статья: "Реальные средства снижения вибрации поршневых двигателей внутреннего сгорания" 

 Новая статья: "Экономичность или Как снизить расходы на топливо" 

 Новая статья: "Обработка двигателя спецкомпозитами А-400, М-50-ЦПГ и М-50-КШМ" 

 Новая статья: "Свечи зажигания для бензиновых двигателей" 

 Новая статья: "Моторные масла. Новый стандарт API SERVICE CI-4" 

 Новая статья: "Chevy-Niva - обкатка" 

 Добавлен раздел "ССЫЛКИ" 

 Добавился новый раздел "СТАТЬИ" 

 Добавился новый раздел "ГДЕ КУПИТЬ" 

   СРЕДСТВА  УВЕЛИЧЕНИЯ  РЕСУРСА  МАШИН  И  МЕХАНИЗМОВ

ТОР-1 - электронный блок управления
электровентилятором системы охлаждения.

    На данном этапе развития техники при сгорании топлива в цилиндре двигателя, к сожалению, только около 33 % полученной энергии превращается в механическую работу, а остальная энергия выделяется в атмосферу в основном с выпускными газами, через охлаждающую жидкость и масло. В современных отечественных автомобилях, система охлаждения оказывается, зачастую, перегружена из-за неоптимальной ее организации. Наиболее актуальна эта проблема проявляется при работе двигателя на холостом ходу, т.к. на низких оборотах резко падает производительность насоса охлаждающей жидкости. Это зачастую приводит к перегреву двигателя. Очень хороший пример этому – ГАЗель, хотя и ВАЗы, и новый УАЗ и Волга ушли недалеко. Наибольшей опасности, при этом, подвергаются алюминиевые детали.
    Одним из самых простых решений этой проблемы, является подача более холодной охлаждающей жидкости. Добиться этого можно увеличением степени обдува охлаждающего радиатора. Применение электровентиляторов, вместо механических (с приводом от коленчатого вала), упрощает решение этой проблемы, но возникает вопрос выбора места размещения датчика температуры, т.к. температуру двигателя желательно замерять в самом теплонапряженном месте, т.е. в головке блока. Разместить на головке блока биметаллический датчик сложно, поэтому его ставят на полку радиатора. В тоже время, на головке блока расположен полупроводниковый терморезисторный датчик температуры, для показаний на панели приборов. При использовании его, в качестве управляющего датчика электровентилятором, скорость и точность регулирования температурного режима значительно повышаются. Да и надежность применяемого терморезисторного датчика температуры значительно выше, чем штатного биметаллического. На двигателях с микропроцессорной системой управления, датчик температуры установлен на головке блока в зоне выхода охлаждающей жидкости.
    В 2000 году был разработан и выпускается небольшой серией электронный блок управления электровентилятором системы охлаждения ТОР-1, использующий в качестве датчика температуры именно этот терморезисторный датчик. Блок управления позволяет корректировать температуру включения электровентилятора под конкретный термостат и двигатель. Основную функцию, при штатной системе поддержания оптимальной температуры двигателя, выполняет термостат, инерционность которого еще выше, чем у биметаллического датчика, что приводит к отставанию реагирования на изменение температурного режима. Как показали испытания, модернизированная система управления с использованием ТОР-1 корректирует этот недостаток при работе двигателя в любых режимах. У "Волги" ГАЗ-3110, при снятии "механического" вентилятора, снижаются постоянные затраты мощности на его привод, и в результате увеличиваются обороты холостого хода с 630 до 690 мин-1, т.е. на 9,5 %. Кстати, на ВАЗах, где система контроля перегрева вообще не предусмотрена, даже на дорогих моделях, с микропроцессорной системой управления двигателем, блок ТОР-1 может использоваться для контроля перегрева. На машинах с постоянно действующим вентилятором (старые "классические" "Жигули", новые ВИСы, ЗиЛ, МАЗ, "Нива" и др.) при переходе на электровентилятор можно сразу решить вопросы непрогрева двигателя и недостаточного отопления кабины. Блок ТОР-1 может использоваться и как предельный выключатель двигателя по температуре, что особенно важно при коммерческом использовании машины, т.к. в настоящее время квалификация водителей очень низка и перегревы двигателя по недосмотру обычное явление.
    Важным вопросом по характеристике блока ТОР-1 – это границы срабатывания, т.е. включения и выключения электровентилятора. Т.к. у штатного биметаллического датчика ТМ-108 они лежат в пределах 5 °С, и обеспечить меньший предел практически невозможно или очень сложно, то в качестве управляющего взят штатный терморезисторный датчик ТМ-106, который позволяет изменять границу срабатывания блока в пределах 2 °С. Такой небольшой перепад снижает время постоянной работы электровентилятора в 3 раза, и как следствие, во столько же раз снижается износ его коллектора и щеток двигателя. Снижается время работы двигателя с нагрузкой от электровентилятора, т.е. время его работы с неоптимальным качеством смеси в режиме холостого хода в карбюраторных двигателях и увеличением цикловой подачи в двигателях с системой впрыска. Начало движения увеличивает степень обдува радиатора и при снижении температуры охлаждающей жидкости на 2 °С (при штатной системе подключения на 5 °С) блок ТОР-1 выключает электровентилятор, далее управление температурного режима переходит к термостату. При остановке машины и работе двигателя в режиме холостого хода происходит обратный процесс, но при штатной системе подключения датчик завышает температуру охлаждающей жидкости на 5 °С (и масла в системе смазки).
    У двигателей типа -2108 и 406 температура включения электровентилятора 99±3 °С, а термостат поддерживает температуру около 92-94 °С, поэтому включение электровентилятора при повышенной температуре охлаждающей жидкости приводит к повышению внутреннего давления в чувствительном элементе термостата и увеличивает вероятность выхода его из строя. Нужно учитывать, что на режиме холостого хода не происходит охлаждения масляного поддона, растет температура масла, достигая в некоторых случаях 110-120 °С при 23-28 °С наружного воздуха. Это приводит к снижению давления масла (из-за снижения вязкости), масляному голоданию перегретых трущихся поверхностей, старению и коксованию масла (легко убедиться в этом можно посмотрев на внутреннюю поверхность клапанной крышки).
    Блок ТОР-1 позволяет регулировать температуру включения электровентилятора и тем самым обеспечивать поддержание температуры двигателя всего на 2-3 °С выше температуры, которую может обеспечить термостат. Ликвидируется постоянная температурная "раскачка" деталей. Нами замечено, что при движении под нагрузкой возникают ситуации, когда блок управления включает электровентилятор, т.е. реагирует на повышение температуры двигателя, а штатный биметаллический датчик еще нет, таким образом, удается избежать хоть и небольшого, но "термоудара". Таких "термоударов" во время эксплуатации накапливается достаточно много, что в конечном итоге приводит, во-первых, к более быстрому старению охлаждающей жидкости, во-вторых, к снижению моторесурса двигателя. Особенно это заметно на двигателях с большим диаметром цилиндров как легковых, так и грузовых машин. Связано это с большой длиной двигателя, плохой гидродинамикой внутренних полостей, а так же с неоптимальной конструкцией насоса охлаждающей жидкости. Кстати плохое распределение жидкости по блоку присуще не только нашим двигателям, но и большинству зарубежных. Таким образом, блок ТОР-1 выполняет функцию термостатического демпфера.
    Есть и еще одно положительное свойство блока ТОР-1 – это комфортность. Опытный водитель постоянно контролирует состояние систем двигателя. Видя, что температура двигателя приближается к красной зоне перегрева или 100 °С, он напряженно ждет включения электровентилятора. Вот вентилятор включился, напряжение спало, водитель напряженно ждет, когда же начнет спадать температура, спадает и опять напряжение от длительной его работы.
    При выбранных нами границах включения - выключения замечено, что водители испытывают удовольствие от работы блока в режиме, наиболее приятном для них. Они чувствуют, что "кто-то" мягко и непринужденно держит двигатель под постоянным контролем. Это снимает дополнительное нервное напряжение и повышает комфортность и безопасность управления машиной. Электронный блок управления электровентилятором системы охлаждения ТОР-1 позволяет, при необходимости, водителю самостоятельно подобрать границу включения электровентилятора.

« назад

При публикации обязательна ссылка на источник (http://www.surm.ru)

Вопросы и отзывы по данной статье вы можете отправить на tech@surm.ru

Rambler's Top100Хостинг от 4.95$ на INFOBOX.ru!
»
Web-Design Studio